14.02.2024 16:01
Новости.
Просмотров всего: 7891; сегодня: 14.

К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев

К 90-летию со дня создания комиссии по спасению челюскинцев

Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям.

На рубеже XIX–XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. Очевидной становится и необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930 гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от имперской России.

Исследования Арктики велись и в 1920 гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП), на которое была возложена задача комплексного народно-хозяйственного освоения Арктики и всей сопутствующей инфраструктуры, вплоть до социальной и образовательной. Начальником ГУ СМП был назначен профессор Отто Юльевич Шмидт – известный математик, географ, геофизик, главный редактор «Большой советской энциклопедии», руководитель экспедиций на ледокольных пароходах «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков» на рубеже 1920–1930 гг.

Летом 1933 г. в плавание под его началом вышел пароход «Семен Челюскин» – построенное в Дании и спущенное на воду несколькими месяцами ранее грузопассажирское судно, усиленное для навигации во льдах. Предполагалось пройти Северный морской путь без зимовки, но осенью 1933 г. судно оказалось заблокировано льдами. Дрейфующие льды позволили достичь Берингова пролива, но 5 ноября, когда до чистой воды оставались сотни метров, дрейф понес пароход в противоположную сторону, на север. «Челюскин» и его экипаж оказались заложниками сплошного льда. 13 февраля 1934 г. началось резкое сжатие ледового поля, и за несколько часов корабль затонул. Погиб завхоз Б.Г. Могилевич, всем остальным удалось выжить. Известие о катастрофе быстро дошло до Москвы, и 14 февраля постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР была создана Правительственная комиссия по спасению челюскинцев, возглавил которую член Политбюро ЦК ВКП (б), председатель Госплана СССР и заместитель главы правительства В.В. Куйбышев.

Первое заседание комиссии состоялось в тот же день, 14 февраля 1934 г. Был одобрен проект телеграммы начальнику Полярного управления Главсевморпути Г.Г. Петрову, начальнику погранохраны пункта в Дежнево М.И. Белобородову, уполномоченному ОГПУ Я.Г. Погорелову и начальнику полярной станции Уэлен Н.Н. Хворостянскому с сообщением о создании комиссии и вопросами о том, «какие меры приняты на месте: сколько мобилизовано оленей, собак, в какие сроки и как предполагается их использовать. Какие самолеты, и в какие сроки вылетают. Готова ли посадочная площадка вблизи лагеря Шмидта». Решено было создать комиссию в Уэленском района Чукотского национального округа и послать телеграмму советскому послу в США А.А. Трояновскому с распоряжением выяснить возможность в случае необходимости высадки челюскинцев или части их на берегах Аляски.

Поиск способов спасения челюскинцев стал в Советском Союзе в феврале-апреле 1934 г. поистине всенародным делом. Сохранилось большое количество изобретательских и рационализаторских предложений, поступавших со всех уголков страны в адрес комиссии по спасению. Помимо авиации, оленей и ледоколов, предлагали забросить в лагерь челюскинцев байдарки, аэросани, пневматические лодки, танки-амфибии и шары-прыгуны, послать дирижабли, сбросить в ящиках собак с упряжкой и т.д. Кто-то предлагал срочно изобрести самолет-вертолет, не требующий посадочной площадки, со скоростью 500-600 км/ч, а кто-то – просто обратиться за помощью к США.

Но основная ставка, которая в итоге сработала, была сделана на авиацию. На этом пути пришлось столкнуться с целым комплексом проблем: от нехватки самолетов и отсутствия опыта их эксплуатации в условиях полярной зимы до редких случаев погоды, пригодной для полетов, и малой вместимости самолетов. Но все препятствия были преодолены. 5 марта 1934 г. летчик А.В. Ляпидевский на «АНТ-4» сумел приземлиться в лагере и забрал женщин и детей. Следующих рейсов пришлось ждать более месяца, но сразу после установления летной погоды, начиная с 7 апреля, начался планомерный вывоз членов экспедиции. Последние челюскинцы и собаки были эвакуированы 13 апреля. Спасли всех, при этом ни один из участников спасательных полетов не погиб.

Страна и мир встретили новость о завершении спасения с ликованием. Нобелевский лауреат, английский драматург Бернард Шоу при встрече с советским послом заметил: «Что вы за страна! Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество. Уверяю Вас, что борода Шмидта завоевала вам тысячи новых друзей».

Жившая в эмиграции во Франции Марина Цветаева откликнулась стихотворением «Челюскинцы»:

Челюскинцы! Звук –

Как сжатые челюсти.

Мороз из них прёт,

Медведь из них щерится.

Завершался стих так:

Сегодня – смеюсь!

Сегодня – да здравствует

Советский Союз!

За вас каждым мускулом

Держусь – и горжусь,

Челюскинцы – русские!

Эти, на первый взгляд, слабо представимые для автора-эмигранта строки демонстрируют то единодушие, с которым все, невзирая на границы и взгляды, следили за ходом спасения и его благополучным исходом.

Но фурор, произведенный за рубежом, был, конечно, несравним с тем воодушевлением, которое охватило все слои советского общества. Заслуги летчиков-спасателей, членов экспедиции и всех причастных к спасению были высоко оценены государством. Было учреждено звание Герой Советского Союза, и первыми его удостоились летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов и И.В. Доронин. Всем им, а также бортмеханикам и техникам были вручены ордена Ленина; членам экипажа «Челюскина» и представителям штаба спасения – ордена Красной Звезды. Специально созданная комиссия занималась организацией торжественной встречи челюскинцев в Москве 19 июня 1934 г., в рамках которой состоялись чествования их на Красной площади, в Парке культуры и отдыха, прием в Кремле и другие мероприятия.

Многочисленные документы о деятельности Правительственной комиссии по спасению челюскинцев сохранились в личном фонде председателя комиссии В.В. Куйбышева в Российском государственном архиве социально-политической истории. (РГАСПИ, Фонд 79). Среди них протоколы, постановления и сообщения комиссии; переписка комиссии с участниками спасательных работ; телеграммы и заявления советских граждан с предложениями различных методов спасения; газетные вырезки с сообщениями о ходе спасения; документы комиссии по организации встречи с участниками экспедиции и др.

Текст: Е.М. Григорьев, Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Радиограмма председателя Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева. 14 февраля 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ
Председатель Правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев. [Начало 1930-х гг.]. Фотография. РГАСПИ

Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма начальника экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву. 5 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ
Начальник Главсевморпути и начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт. Фотография с отчетной карточки члена ВКП(б). РГАСПИ

Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Телеграмма В.В. Куйбышева полярным летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову о срочном вылете на Север в целях спасения челюскинцев. 13 марта 1934 г. Подлинник. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления ЦИК СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев. 15.04.1934 г. Подлинник. Автограф А.С. Енукидзе. РГАСПИ

Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ
Решение Политбюро об утверждении постановления СНК СССР об отпуске средств на выдачу наград челюскинцам и участникам их спасения. 13 июня 1934 г. Подлинник. Автограф В.В. Куйбышева. РГАСПИ

Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Торжественная встреча челюскинцев в Москве. 19 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ
Вручение орденов летчикам и челюскинцам руководителями Советского государства. 23 июня 1934 г. Фотография. РГАСПИ

Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ
Из стенограммы заседания Президиума ЦИК СССР в связи с вручением орденов героям-челюскинцам. 23 июня 1934 г. Подлинник. РГАСПИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 6892 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_7067
Поделиться:

Интересно:

Что надо знать о камеральной проверке
21.06.2024 18:12 Консультации
Что надо знать о камеральной проверке
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Ее проходят все предприниматели после сдачи декларации, отчета или расчета. В большинстве случаев проверка проводится без участия предпринимателя. Для ее начала не требуется какого-либо...
Как следили за качеством продуктов в лавках Москвы в XVIII и XIX веках
21.06.2024 12:17 Новости
Как следили за качеством продуктов в лавках Москвы в XVIII и XIX веках
Торговля пищевыми продуктами всегда привлекала внимание городских властей в Москве. Особую важность они придавали хорошему качеству товара, так как от этого зависело здоровье горожан, предотвращение эпидемий дизентерии, тифа и многих других инфекционных болезней. Поэтому проверки условий хранения и...
Как СССР помогал Северному Вьетнаму в войне против США
20.06.2024 16:35 Новости
Как СССР помогал Северному Вьетнаму в войне против США
5 августа 1964 года американская авиация впервые нанесла воздушные удары по территории Демократической Республики Вьетнам (ДРВ или Северный Вьетнам). Спустя полгода США начали операцию «Раскаты грома», развязав тем самым уже полномасштабную воздушную войну против этой азиатской страны.   ...
«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
20.06.2024 15:37 Аналитика
«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
Автор: Александр Звягинцев С первых дней работы в прокуратуре меня поражало убеждение большинства сограждан нашей великой страны, что разобраться и наказать виновных прокурору ничего не стоит — было бы желание. Люди считали, что закон торжествует сам собой, надо только, чтобы прокурор отдал...
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
20.06.2024 14:57 Аналитика
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
73% туристов, отправляющихся на отдых в летние месяцы воздушным транспортом, выбрали поездки по стране. Среди самых популярных направлений — Сочи и Санкт-Петербург: 21 и 14% от внутренних бронирований россиян соответственно. Каждое четвертое бронирование...