14.10.2024 15:41
Персоны.
Просмотров всего: 7788; сегодня: 16.

Аркадий Каманин - юный лётчик Великой Отечественной

Аркадий Каманин - юный лётчик Великой Отечественной

Жизнь самого юного летчика Великой Отечественной войны трагически оборвалась уже в 18 лет. 

Аркадий Николаевич Каманин прожил короткую, но очень яркую жизнь. Того что ему удалось сделать за отмеренное на Земле время хватило бы на несколько героических жизней. Каманин стал самым молодым летчиком Великой Отечественной войны. Свой первый полет на знаменитом многоцелевом биплане У-2 он совершил уже в июле 1943 года, когда ему было всего 14 лет. В составе 423-й отдельной авиационной эскадрильи связи он воевал на Калининском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Уже в 15 лет он получил свой первый орден, а в 18-летнем возрасте, пережив войну, умер от менингита.

Аркадий Николаевич Каманин был сыном известного советского летчика и военачальника Николая Петровича Каманина, дослужившегося до звания генерал-полковника авиации. Отец Аркадия, помимо всего прочего, был одним из первых Героев Советского Союза, его награждение состоялось 20 апреля 1934 года. Он был награжден за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, получив медаль «Золотая Звезда» за №2. Всего Николай Каманин на самолете Р-5 выполнил 9 полетов, вывезя с дрейфующей льдины 34 человека, за спасением челюскинцев, конечно же, следили его жена и сын. Неудивительно, что имея перед глазами такой пример в лице своего отца, Аркадий сам увлекся авиацией и полюбил небо.

Аркадий Каманин родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке, где в тот момент служил его отец. Уже тогда, меняя место жительство: Спасское, Уссурийск, Воздвиженка, совсем юный Аркадий бывал на аэродромах, общался с летчиками. Сменив несколько мест жительства, что было связано с переменой мест службы Николая Петровича Каманина, Аркадий вместе с родителями оказался в Москве. Это было связано с тем, что осенью 1934 года Николай Каманин поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Семье прославленного летчика и Героя Советского союза выделили роскошную по тем временам квартиру, расположенную в знаменитом Доме на набережной.

Уже в достаточно юном возрасте Аркадий проявлял немалый интерес к службе отца и ко всему, что имело хоть какое-то отношение к авиации и авиационной промышленности, он с детства тянулся к самолетам и летному делу, занимался в авиамодельном кружке. Во время летних каникул в Москве он проводил время не на речке, не за игрой в футбол, не на подмосковных дачах, он буквально пропадал на военном аэродроме, где постигал нюансы и тонкости профессии авиационного механика. Работа на аэродроме помогла ему перед самой войной в 1941 году устроиться механиком на московский авиационный завод, где он проработал несколько месяцев. При этом круг интересов юноши не ограничивался одной лишь авиацией, мальчик любил заниматься спортом, старался много читать, он даже играл на музыкальных инструментах, среди которых были баян и аккордеон. Литература и музыка увлекали его не менее страстно, чем небо, ребенок рос всесторонне развитым, родители могли им гордиться уже тогда.

В 1941-1942 годах Аркадий Каманин жил в Ташкенте, куда перед самым началом Великой Отечественной войны перевели служить его отца. К моменту переезда в Ташкент Аркадий закончил только 6-й класс. Уже после начала войны, в Ташкент из столицы был эвакуирован авиационный завод. После занятий в школе Аркадий сразу же бежал в авимастерские, куда с фронта на ремонт прибывали подбитые и поврежденные самолеты. В мае 1942 года Николаю Каманину наконец-то разрешили отправиться на фронт. Перед отъездом он серьезно поговорил со своим сыном, позволив Аркадию работать в авиаремонтных мастерских в летнее время по 6 часов в день, а во время учебы – по 2-3 часа. На деле же, как позднее узнал Николай Петрович, его сын пропадал в мастерских по 10-12 часов в сутки, заскакивая в школу только на два урока. А уже в январе 1943 года он и вовсе бросил учебу, написав отцу о том, что доучиваться будет уже после войны.

К тому моменту Николай Каманин формировал на Калининском фронте авиационный корпус. Жена офицера Мария Михайловна, которая полтора военных года работала в госпитале в Ташкенте, также как и Аркадий Каманин, рвалась на фронт. Вместе они выдвинули главе семейства ультиматум: не возьмешь служить к себе в авиационный корпус, сами найдем путь на фронт. В итоге Николай Петрович уступил, Мария Михайловна стала работать делопроизводителем штаба корпуса, а Аркадий – механиком по спецоборудованию в эскадрильи связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса.

При этом Аркадий недолго проработал механиком. Он начал летать на двухместном самолете связи У-2 сначала в роли штурмана-наблюдателя и бортмеханика. К тому моменту он уже досконально знал устройство данного самолета. Биплан У-2 изначально проектировался как учебный, поэтому имел двойное управление в обеих кабинах. Сначала младший Каманин просил после взлета у летчиков разрешения самому пилотировать самолет, они разрешали. Так он понемногу получал настоящую летную практику. А уже в июле 1943 года был выпущен в свой первый «официальный» самостоятельный полет на самолете У-2. После этого в возрасте 14 лет Аркадий Каманин был назначен на должность летчика 423-й Отдельной эскадрильи связи, став самым юным пилотом Великой Отечественной войны. Этому предшествовали два месяца программы тренировочных полетов. А также сдача экзаменов по технике пилотирования, теории полетов, материальной части, аэронавигации. Принимал экзамены и проверял сына в полетах лично Николай Петрович Каманин.

То, что Аркадий был рожден для того чтобы летать, подтверждал и случай, произошедший с ним еще во время его полетов штурманом и бортмехаником. Во время выполнения одного из полетов шальная пуля угодила в козырек кабины пилота, осколки серьезно посекли летчику лицо, кровь мешала ему ориентироваться в пространстве. Чувствуя, что может потерять сознание, он передал управление Аркадию, переключив на него рацию. В итоге паренек привел самолет к аэродрому и доложил обстановку. С земли в небо поднялся командир эскадрильи, который давал Аркадию по рации указания, в результате тот смог самостоятельно посадить самолет, все остались живы.

В первое время новоиспеченный пилот летал на многоцелевом биплане У-2 (По-2) между аэродромами корпуса, а также в штаб воздушной армии и штаб фронта. После того как мастерски на виражах ему удалось уйти от преследовавшего его «мессершмитта», Аркадий начал летать к штабам наземных армий, а также на передовой командный пункт авиакорпуса. В некоторые дни он проводил в небе по 5-6 часов. На его самолете была изображена стрела, которая напоминала молнию. Пилоты эскадрильи связи ласково называли юного пилота – «Летунок».

Однажды, возвращаясь на аэродром с задания, он увидел подбитый немцами штурмовик Ил-2, который находился на нейтральной полосе. Фонарь кабины штурмовика был закрыт. Аркадий предположил, что летчик ранен и не смог выбраться из самолета, он принял решение посадить свой биплан рядом с ним. Под минометным обстрелом противника он сумел посадить самолет рядом с поврежденной машиной и перетащил потерявшего сознание пилота в свой самолет. Помимо этого паренек забрали из Ил-2 фототехнику пилота вместе с отснятым материалом. Подняться в воздух ему помогли наши штурмовики и артиллеристы, которые обеспечивали поддержку, открыв огонь по противнику, отвлекая внимание немцев от взлетающего с «нейтралки» биплана. В результате Аркадий доставил раненого летчика в госпиталь, им оказался лейтенант Бердников, который вылетал к линии фронта с разведывательным заданием по фотосъемке. За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды, на тот момент пареньку было всего 15 лет.

«Летунок» отличался настоящим бесстрашием. Однажды, возвращаясь с задания, он увидел на земле на опушке леса подбитый танк Т-34 – танкисты на земле колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись рядом с ними, Аркадий Каманин поинтересовался, нужна ли танкистам помощь. Выяснилось, что у танка были перебиты два трака, запасные звенья у танкистов были, но подходящих болтов для соединения не было. В результате летчик слетал за недостающими болтами и сбросил их танкистам с воздуха вместе с мазью от ожогов.

Второй орден Красной Звезды Аркадий получил в 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы. Взлетев под обстрелом противника, юный летчик с воздуха забросал нападавших ручными гранатами, а также вызвал подкрепление. Атака на штаб фронта была отбита, за этот подвиг, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте Аркадий Каманин, был награжден вторым орденом Красной Звезды.

Со временем «летунок» все чаще совершал полеты над неизвестной местностью, в том числе летал в глубокий тыл противника. Так весной 1945 года он сумел успешно доставить элементы электропитания для рации и секретные документы членам отряда партизан, которые действовали в глубоком немецком тылу и скрывались в горной местности в районе чешского города Брно. За этот вылет Аркадий был представлен к ордену Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он выполнил более 650 вылетов на связь с частями авиакорпуса и с выносным пунктом управления, налетав в общей сложности 283 часа. За все это время он не имел ни одного летного происшествия и ни одного случая потери ориентировки. Помимо двух орденов Красной Звезды и ордена Красного Знамени он был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В день исторического Парада Победы, который прошел в Москве 24 июня 1945 года, 17-летний Аркадий Каманин прошел по Красной площади в строю лучших летчиков 2-го Украинского фронта.

Во второй половине 1945 года авиакорпус, в котором служил Аркадий Каманин, был из Чехословакии возвращен на родину. Штаб корпуса обосновался в Тирасполе. Юный летчик решил поступать учиться в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, которую в свое время успешно закончил и его отец. Продолжая выполнять обязанности летчика эскадрильи связи корпуса, он засел за штудирование учебников. За полтора года он сумел пройти программу 8, 9 и 10 классов и осенью 1946 года экстерном сдал экзамены, став слушателем подготовительного отделения академии.

К тому моменту всем казалось, что самое страшно уже позади. Семья Каманиных пережила войну и собралась вместе в Москве, Николай Каманин был назначен заместителем начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Однако беда подстерегла семью в мирное время. Аркадий заболел гриппом, он не привык жаловаться и стойко переносил свалившуюся на него болезнь на ногах. 12 апреля 1947 года он вернулся к себе домой с лекции и, сказав, что у него болит голова, прилег отдохнуть. К вечеру, когда его стали будить к ужину, он уже не встал. Без сознания его доставили в больницу, всю ночь московские медики пытались вывести юношу из комы, но у них ничего не вышло. Утром Аркадия Каманина не стало, ему было всего 18 лет. Проведенное вскрытие показало, что причиной его смерти был менингит. Аркадия Каманина похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Так трагично уже в мирное время оборвалась жизнь молодого человека, прошедшего войну, избежавшего ранений и травм. Он мог сделать отличную карьеру в авиации, в академии имени Жуковского он учился с большим старанием. В будущем он мог попасть и в первый отряд советских космонавтов, так как его отец стал организатором и руководителем их подготовки, но судьба распорядилась иначе, оборвав жизнь самого юного летчика Великой Отечественной войны буквально на взлете.

Автор: Сергей Юферев. «Военное обозрение».

Фото: Проект Авиару.рф.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Каманин Аркадий Николаевич, советский военный лётчик, самый молодой пилот Великой Отечественной войны, самостоятельно летать начал в четырнадцать лет, сын известного лётчика и военачальника Н. П. Каманина;
  • Каманин Николай Петрович, советский лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», один из семёрки первых Героев Советского Союза, организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов.

Аркадий Каманин - юный лётчик Великой Отечественной


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9582 публикации
Сайт: topwar.ru/141500-samyy-molodoy-letchik-velikoy-otechestvennoy-voyny.html
Поделиться:

Интересно:

К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...