Отважный фронтовой летчик-разведчик, Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Плис Нурпеисов погиб в последние дни войны под Берлином.
«Летчик-разведчик – ас»
Славный сын казахского народа воевал в 47-м отдельном Краснознаменном гвардейском разведывательном авиаполку. Знали его в части не иначе как «летчик-разведчик – ас». Это гордое звание пришло к нему после изнурительных боев на земле Украины, Белоруссии и за их пределами, когда казахский парень стал грозой фашистов. Небо было для него родной стихией, а любили однополчане его за безумную храбрость, за то, что он шел на любое задание, каким бы трудным оно ни было.
Весной 1944 года авиаполк участвовал в наступательных боях за выход наших войск к Неману и Висле. Железнодорожный узел, который поручили разведать и сфотографировать экипажу в составе пилота Константина Дунаевского, штурмана Плиса Нурпеисова и стрелка-радиста Алексея Волкова, прикрывала зенитная артиллерия. Авиаразведчики подошли к цели и трижды сфотографировали ее, затем легли на обратный курс. По пути к аэродрому их атаковали три вражеских истребителя. В неравном бою кончились боеприпасы, тогда старший лейтенант Нурпеисов принялся отстреливаться сигнальными ракетами. Враг пришел в замешательство и отстал. Над линией фронта вышел из строя мотор, самолет-разведчик пошел на вынужденную посадку. До своих добрались глубокой ночью, но задачу выполнили.
Были и другие ответственные задания. Экипаж всегда оказывался там, где трудно, где могла немедленно потребоваться помощь. Один случай был связан с полетом в глубокий тыл врага, где действовал партизанский отряд легендарного С.А. Ковпака. Командира отряда требовалось немедленно доставить в Москву. Командование поручило решение этой сложной задачи экипажу, в состав которого входил Плис Нурпеисов. Организатор партизанской борьбы на территории Украины Сидор Артемьевич Ковпак выразил слова искренней благодарности экипажу за быструю и безопасную доставку в столицу и обратно к месту дислокации партизанского отряда. Ковпак, восхищаясь мужеством летчиков, заметил Плису: «В нашем партизанском отряде есть твой земляк, отважный партизан Касым Кайсенов».
Плис не только получал слова благодарности от таких легендарных личностей, как Ковпак, но и удостоился именных часов от известного военачальника, дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации Александра Новикова. Александр Александрович наградил Нурпеисова за доставку ценных сведений о расположении вражеских сил в районе Харькова. Тогда экипажу, где штурманом был Нурпеисов, дважды пришлось совершать полеты за линию фронта с целью произвести аэрофотосъемку. Плис обстановку оценивал скрупулезно, делал точные расчеты. Благодаря настойчивости штурмана удалось избежать ошибки. На самом деле съемки подтвердили, что гитлеровцы хотели ввести в заблуждение советскую разведку, соорудив лишь макеты техники из дерева, а в реальности собирали свои силы совсем в другом месте.
В сложных условиях крылатые разведчики действовали самоотверженно. Они серьезно готовили себя к каждому бою, помня крылатую фразу: «Воздушный сокол – это концентрированная воля, характер, умение идти на риск». Экипаж совершал одиночные вылеты в глубокий тыл гитлеровцев, добывая данные о противнике. Настоящие гвардейцы были гордостью части, у них учились молодые летчики. В частности, Нурпеисов служил примером для подражания: грамотный, ответственный, интеллигентный, чуткий и заботливый. И еще – яркая фронтовая биография храбреца. На его груди сверкали два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны І степени. О таких, как Плис, была сложена песня:
«О славных гвардейцах, героях крылатых,
О тех, кто победу на крыльях несет,
О скромных, простых, бесстрашных ребятах,
Победная слава вовек не умрет».
Плис Нурпеисов родился в 1919 году в Казахстане. Родители его жили в нынешнем Казалинском районе Кызылординской области и сына назвали Біліс (Біліс – в переводе с казахского языка означает «известный»). Имя Біліс в свидетельстве о рождении написали как Плис. Видимо, ошибся человек, заполнявший этот документ.
В том же году родители переселились в Ново-Александровск (ныне Торткуль), являвшийся тогда центром Каракалпакии. В 1933 году Плис поступил в транспортный водный техникум в туркменском городе Чарджоу. Через два года он стал помощником капитана на судне «Альбатрос» на Амударье. Но, увлекшись литературой, поэзией, музыкой, снова решил учиться, теперь уже в педагогическом институте. Он был талантлив во всех отношениях.
Получив профессию учителя, начал преподавать математику и физику в медучилище города Торткуль. Человечностью, интеллектом он быстро заслужил авторитет и уважение среди преподавателей, учащихся. Но беспосадочный перелет экипажа под руководством Валерия Чкалова из Москвы в Ванкувер, дрейф папанинцев во льдах Северного Ледовитого океана не давали покоя Плису – он тоже мечтал о подвигах. И решил стать летчиком.
Шел тридцать девятый год. Тревожное время. Плис Нурпеисов приезжает в Запорожскую область, где с отличием сдает экзамены в военно-воздушное училище в Мелитополе. Училище готовило летчиков-штурманов, но война не дала возможности завершить учебу.
Нурпеисов в числе первых отправляется на фронт. Боевое крещение получил в дни Сталинградской битвы, где его Пе-2 уничтожал наземные цели фашистов. В одном из боевых вылетов экипаж подстерегла беда – самолет обстрелял вражеский истребитель. Израненный «Пе-2», вступив в схватку, одержал победу. Задание было выполнено, но Нурпеисов, получивший тяжелое ранение, чуть не истек кровью.
Дальше был военный госпиталь в Иркутске. Врачи сказали Плису, что жить будет, но придется долго лечиться. После шести месяцев больничных коек он получил предписание в часть, где ему предстояло переучиваться. Пока Нурпеисов лежал в госпитале, на вооружение поступала новая техника, менялась тактика ведения боя. На аэродроме близ Москвы, куда он прибыл, летчиков учили ведению боя в ночных условиях. Уроки им давал участник спасения челюскинцев, командир авиадивизии, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Каманин.
«…Победная слава вовек не умрет»
На «отлично» сдав экзамены, Нурпеисов вновь вернулся в свой гвардейский полк. Тут он пересел на «Ту-2». Несколько раз в день экипажу «тушки» приходилось вылетать на разведку. Ни дождь, ни тяжелые, словно налитые свинцом, облака не мешали авиаторам выполнять боевые задания. Придерживаясь народной поговорки «птицу видать по полету», Плис в бою действовал обдуманно, решительно, четко, ибо знал, что каждая ошибка в небе, каждый промах могут стоить жизни всему экипажу.
Они шли к Берлину. Наконец-то, вот она, граница рейха! Под крылом – дороги Германии. На картах читали незнакомые названия: Стендаль, Риза, Майсен, Галле, Глаухау, Магдебург, Дессау, Эрфурт, Оберхоф. И много других «штадтов», «дорфов», «бургов». По всем приметам, война близилась к концу. И была впереди долгожданная победа. Нурпеисов с боевыми товарищами спешил, рвался в бой, чтобы приблизить час окончательной расплаты с гитлеровцами. И разговоры между однополчанами шли о будущем. Люди мечтали о доме родном.
Фашисты пытались любой ценой задержать советские войска, они отчаянно сопротивлялись, цеплялись за каждый оборонительный рубеж, за каждый город, деревню. 23 апреля 1945 года «Ту-2» Нурпеисова в очередной раз вылетел для разведки обстановки в район Берлина. Это был сотый боевой вылет экипажа.
Когда самолет, выйдя из-за облаков, стал снижаться, враг открыл плотный зенитный огонь. Еще секунды, объект заснят. «Тушка» с ревом круто стала набирать высоту, в наушниках раздался тревожный голос Нурпеисова: «Командир, мессеры!» Завязалась схватка. Силы были неравными. Отважные соколы дрались до последнего…
В полку – неожиданная тревожная весть: экипаж Нурпеисова не вернулся с боевого задания. Однополчане не верили в эти скупые слова «не вернулся…». Да, экипаж героически погиб, а воздушные бойцы запомнили Плиса как смелого, отчаянного, веселого и жизнерадостного человека. Ему было всего 25 лет! Он и его боевые товарищи показали образец чести, верности воинскому долгу, мужества и отваги.
Наряду с боями по уничтожению врага экипаж за годы войны провел успешную разведку и аэрофотосъемку 78 городов и портов, 3 646 железнодорожных эшелонов, 31 860 автомашин, 1735 зенитных батарей, 925 кораблей и судов.
Звание Героя Советского Союза было присвоено ему посмертно. Указ об этом вышел уже после войны, в августе 1945 года. Кстати, в этом полку девять гвардейцев были удостоены этого высокого звания. Среди них летчики офицеры Иван Голубничий, Константин Дунаевский, Ефим Мелах, Анатолий Попов.
Почти 80 лет прошло с того дня, как не стало Плиса Нурпеисова. Искры его души и образы других, не вернувшихся с войны, живут в памяти родных и близких Плиса – Нурпеисовых, Койкельдиевых. Известно и о том, что в конце 1944 года храбрый летчик приезжал в отпуск к родным. Земляки тепло и радушно встретили орденоносца. Рядом с Плисом тогда были его добрая и любимая мама Альпеш и заботливые младшие братья Жусипбай и Аметбай. Они интересовались боевыми делами брата, просили рассказать о фронтовых друзьях-товарищах, гордились наградами, которых был удостоен герой, спрашивали, чувствует ли он дыхание победы? У братишек было немало вопросов. Отпускник не лукавил, говорил искренне, как на духу.
Жусипбай-ага, отличник просвещения СССР, заслуженный учитель Республики Узбекистан, лауреат премии имени Н. Крупской, не раз думал о брате, не дожившем до этих счастливых дней. Нестареющая память уносила его в далекое грозное время войны, когда Плис приезжал в отпуск домой и рассказывал об опаленных порохом днях. На основе воспоминаний брата и архивных документов Жусипбай-ага в 2009 году издал книгу о герое «Жүрек жұтқан» (в переводе с казахского – «Храброе сердце»). А если назовут именем Плиса Нурпеисова улицу в Астане или Алматы – это тоже будет памятью.
Текст: Сапаргали Жагипаров, военный журналист. Военно-исторический журнал
Изображение (фото): Военно-исторический журнал
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:




