Вечером 7 августа 1941 г. 15 советских самолетов, снаряженных бомбами и агитационными листовками (по другим данным – 13 или «две шестерки»), поднялись в воздух с аэродрома Кагул и взяли курс на Берлин.
В ответ на фашистские бомбардировки Москвы, первая из которых случилась в ночь на 22 июля 1941 г., советское командование приступило к планированию ответного удара по Берлину. Ставка утвердила смелый план военно-морского ведомства. 27 июля 1941 г. 1-му минно-торпедному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием Е.Н. Преображенского была поставлена задача «неоднократными бомбардировками военно-промышленных объектов гор. Берлина деморализовать политический и промышленный центр Германии».
Для выполнения задания были отобраны 16 лучших экипажей, имевших опыт боевых действий в советско-финляндской войне и не менее пятнадцати боевых вылетов с начала войны. 2 августа 1941 г. оперативная группа в полном составе вылетела на аэродром Кагул на острове Эзель Моонзундского архипелага, который был самой западной точкой, которая еще контролировалась советскими войсками, хотя и была уже в тылу противника.
7 августа 1941 г. флагманом шел Е.Н. Преображенский, вторую группу вел В.А. Гречишников, третью – А.Я. Ефремов. Летели на предельной высоте в 7 тысяч метров, температура в кабинах самолетов достигала минус 35-40 градусов, летчикам приходилось работать в кислородных масках.
На столицу рейха в ночь с 7 на 8 августа сбросили бомбы 5 экипажей, остальные бомбили Штеттин. Светомаскировку в Берлине включили только после того, как упали первые бомбы и запылали пожары. Потом открыла огонь зенитная артиллерия, в небе появились ночные истребители. Но все наши самолеты вернулись на аэродром без потерь.
Известный факт. На следующий день немецкие газеты опубликовали сообщение: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито шесть английских самолетов». На это англичане ответили: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7–8 августа английская авиация над Берлином не летала».
Оказалось, что Берлин в эту ночь бомбила «полностью уничтоженная» (по словам Й. Геббельса) советская авиация!
Сталин на это заметил, что немцы и англичане разберутся сами, а советские летчики достойны самых больших похвал. Приказом наркома обороны СССР № 0265 от 8 августа 1941 г. личному составу экипажей была объявлена благодарность. Верховный Главнокомандующий лично ходатайствовал перед Президиумом Верховного Совета СССР о награждении наиболее отличившихся.
13 августа 1941 г. полковник Е.Н. Преображенский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и П.И. Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Другие члены летно-технического состава 1-го минно-торпедного авиаполка получили высокие государственные награды.
До 5 сентября 1941 г. советская авиация бомбила Берлин и другие германские города 10 раз. На бомбах, по воспоминаниям летчиков, красной краской было выведено: «Гитлеру», «Герингу», «Геббельсу», «Гиммлеру»…
Несмотря на то, что материальный ущерб от советских бомбардировок Берлина был относительно незначителен, их колоссальный моральный эффект и политическое значение – несомненны.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:




