16.04.2023 15:42
Новости.
Просмотров всего: 13024; сегодня: 2.

Российские паровые аэростаты XIX века

Российские паровые аэростаты XIX века

Российские пионеры воздухоплавания в XIX столетии предлагали свои необычные и интересные проекты аэростатов на паровой тяге.

«Воздушный локомотив» Р.А. Черносвитова.

Рафаил Александрович Черносвитов (1810-1868) родился в Ярославской губернии, в семье дворянина. Служил в армии, с 1826 г. находился в войсках, направленных против восставшей Польши, был ранен и потерял ногу. Черносвитов занимался устройством машин для промывки золота на промыслах, входил в компанию золотопромышленников, искал новые месторождения золота, вел его добычу.

Вместе с Ф. М. Достоевским был членом революционного кружка «петрашевцев». Еще задолго до ареста Черносвитов проводил опыты по постройке и испытанию летательного аппарата, управляемого человеком в воздухе. Опыты дали положительные результаты, но были прерваны арестом изобретателя. Находясь в Кексгольмской крепости (Корела, Кексгольм, Кякисалми, а сегодня Приозерск – Ленинградская область) Черносвитов продолжал работу.

Вскоре после освобождения он опубликовал в журнале «Морской сборник» за 1857 год статью «О воздушных локомотивах», которая была написана, в основном, во время заключения автора в Кексгольме. В этой работе Черносвитов с помощью расчетов и чертежей доказывал возможность создания управляемого аэростата длиной 75 м и диаметром 6 м.

Летательный аппарат по проекту Черносвитова имел цилиндрическую форму с двумя острыми концами (рис. 2.4). В качестве двигателя предполагалось использовать паровую машину облегченного веса, которую сконструировал он сам. Он рассчитывал получить с помощью своей машины и воздушных винтов скорость движения аэростата 9 м/с. Паровая машина помещалась в лодке (гондоле) его управляемого аэростата. Устройство котла этой машины осталось тайной изобретателя.

В условиях России того времени Р. А. Черносвитов не мог осуществить свой проект, требующий значительных финансовых затрат. Его труды использовал Александр Федоров.

Полусферический аэростат Н. М. Соковнина.

Соковнин Николай Михайлович, морской офицер, родился в 1811 г., участник обороны Севастополя 1854-1856 гг. - командир 4-го бастиона. В 1859-1867 годах был комендантом Феодосийского военного порта. С 1882 года работал в Морском министерстве [14].

После двухмесячного пребывания в Херсонском морском госпитале, в связи с окончанием боевых действий, капитан 1 ранга Соковнин получил годичный отпуск «для продолжения излечения болезни, происходившей от контузии в голову». В это время он обратился к увлечению «юности туманной».

Тогда молодой лейтенант Соковнин, командир сторожевого корабля «Струя», наблюдая за птицами, вознамерился разгадать тайну их полёта. В 1841 г. находясь в плавании в районе Дарданелл, Соковнин «беспощадно стрелял разного рода птиц для того, чтобы узнать соотношение их веса к площади их крыльев. Срисовывал их, удивляясь разным подробностям покроя этих парусов». В результате изучения этого вопроса он сам нашел соотношение между весом птицы и величиной площади ее крыльев и определил его так: «Это отношение есть на один фунт веса один квадратный фут площади крыльев». Он правильно оценил значение парения птиц для полета, предвосхитив работы О. Лилиенталя и Н. Е. Жуковского.

Критически изучив предшествующие опыты, Соковнин выступил в 1866 г. со своим собственным проектом управляемого аэростата с реактивным двигателем. Основные положения проекта Николай Михайлович изложил в виде научно-популярной статьи, которую послал на рассмотрение Морского ученого комитета.

Для широкого круга читателей в 1866 году адмирал издал книгу «Воздушный корабль». В книге автор опубликовал свой проект дирижабля и высказал мысли по практическому применению воздушных кораблей. Н. М. Соковнин предлагал построить полусферический аэростат, (рис. 2.5) плоский снизу, применить жесткий корпус из тонкостенных металлических труб, разделенный на двенадцать отсеков, наполненных аммиаком. Легкий негорючий газ должен был только облегчить своей подъемной силой вес конструкции в воздухе. А летать предполагалось за счет мощной реактивной струи воздуха, которую засасывал из атмосферы специальный двигатель-насос, а потом выталкивал по бокам аппарата из специальных сопел.

Будучи горячим патриотом своей Родины, адмирал говорил, что «…прежде, нежели оказать какое-либо содействие иностранным проектам воздухоплавания, надлежит вначале сделать все возможное для нашего соотечественника» [14]. Н. М. Соковнин скончался 4 февраля 1894 года в Феодосии. По завещанию был похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре. В честь выдающегося земляка в сентябре 2002 года в Феодосии был открыт памятник Н. М. Соковнину.

Автор: Гусев Ю.А.



Источник: Наука и техника
Источник: Наука и техника

Рисунок 2.4 – «Воздушный локомотив» . Источник: Наука и техника
Рисунок 2.4 – «Воздушный локомотив» . Источник: Наука и техника

Соковнин Н. М. – адмирал флота. Источник: Наука и техника
Соковнин Н. М. – адмирал флота. Источник: Наука и техника

Рисунок 2.5 – Проект дирижабля Н. М. Соковнина. Источник: Наука и техника
Рисунок 2.5 – Проект дирижабля Н. М. Соковнина. Источник: Наука и техника


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: naukatehnika.com/rossijskie-parovyie-aerostatyi-xix-veka.html
Поделиться:

Интересно:

Как развлекались на Масленицу
11.02.2025 16:55 Аналитика
Как развлекались на Масленицу
Масленица была единственным временем в году, когда поощрялось объедание, бражничество и даже драки. Любое разгульное на первый взгляд развлечение имело сакральный смысл. Для чего в старину катались с ледяных гор, по каким правилам бились стенка на стенку...
5 неожиданных профессий из прошлого
10.02.2025 11:04 Аналитика
5 неожиданных профессий из прошлого
С древности на Руси существовало множество необычных занятий, с помощью которых бедные люди добывали средства на жизнь. Большая часть таких профессий исчезла в XX веке, когда началась индустриализация и стремительное развитие промышленности. Рассказываем вам...
День дипломатического работника
10.02.2025 09:04 Аналитика
День дипломатического работника
Профессиональный праздник — День дипломатического работника, отмечаемый в России ежегодно 10 февраля установлен Указом Президента Российской Федерации № 1279 от 31 октября 2002 года в ознаменование 200-летнего юбилея Министерства иностранных дел России. День дипломатического работника отмечается 10...
Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
07.02.2025 16:40 Аналитика
Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
Масленица — многодневный народный праздник, начало которого зависит от даты празднования Пасхи. Какого числа в 2025 году начнется Масленица в России, описание, суть праздника и связанные с ним народные обычаи, особенности каждого дня Масленичной недели — в материале. Масленица Масленица – это...
Что значат славянские имена
07.02.2025 12:46 Аналитика
Что значат славянские имена
Во времена Древней Руси именам придавали особое значение. Имена, оставшиеся в летописях и берестяных грамотах, не только хранят память о былом единстве славянских народов, но и позволяют современным исследователям узнавать больше...